Одесса в огне

 

1942 год

Режиссёр: Кармине Галлоне.

Италия, Румыния.

Совместная постановка итальянских кинематографистов в сотрудничестве с национальной службой кинематографии министерства пропаганды Румынии. Драматическая история  румынской семьи на фоне событий в Бессарабии 1940-1941 годов. Этот фильм долго считался пропавшим, однако неожиданно был найден в архивах киностудии Чинечитта в 2006 году.

 

Лето 1940 года. В городе Кишиневе живет известная румынская певица Мария Теодореску со своим маленьким сыном. Вместо сказки перед сном, она читает ему лекцию о римском императоре Траяне, давшему жизнь великой Румынии. Не удивительно, что ее муж – местный олигарх был вынужден завести себе любовницу. Впрочем, для пропагандистского фильма это довольно неожиданный сюжетный поворот.
Пока муж с любовницей отправляется в румынскую столицу по своим важным олигархическим делам, Мария Теодореску в сопровождении аккомпаниатора, едет в близлежащее село на какой-то местный праздник урожая.

Селяне в национальных костюмах, весело пляшут, поют и водят хороводы. Но идиллия резко заканчивается, когда приходит весть о том, что большевики перешли границу.

Мария Теодореску возвращается домой в Кишинев. Ее жилплощадь разграблена, сын похищен, а стены изрисованы большевистскими граффити.

Иногда возникает ощущение, что румынские аристократы живут в декорациях к фильму «Иван Васильевич меняет профессию».

 

Хулиганы-большевики рисуют на стенах портрет Сталина. Наверное это символ как у банды «Черная кошка».
Тайный воздыхатель и аккомпаниатор певицы оказывается злобным большевистским комиссаром – Серджо Смирновым.
Люба – сподвижница комиссара. В шелковой косоворотке выглядит просто демонически. Всеми силами пытается перевыполнить план по расстрелам, постоянно подсовывая комиссару списки на подпись:

– Нужны еще зачистки! Вчерашних расстрелов явно недостаточно!

 

А это Саша – секретарь комиссара.
Благодаря тайным чувствам комиссара, жену румынского олигарха не расстреливают, а депортируют в Одессу с сотней других мирных жителей. Злобные большевики их перевозят в комфортабельном пассажирском вагоне с занавесочками. Очевидно, создатели фильма ничего не слышали о теплушках и товарных вагонах.
Ребенка у певицы отобрали, чтобы воспитать из него советского гражданина. Методы воспитания у большевиков довольно своеобразные. Всех детей пронумеровали (хорошо, что не татуировкой на руке) и тоже отправили в Одессу.
Их поместили в катакомбы, на месте бывшего военного склада, без еды, гигиены и присмотра.
Похоже, типажи советских солдат подбирали по кадрам кинохроники с военнопленными.
Сферический русский в вакууме. Козлиная бородка, дьявольский взгляд  – еще долго подобным образом будут изображать загадочность русской души в западном кинематографе.
1941 год. Румынская армия осаждает Одессу. Муж-олигарх становится офицером румынской армии. В свободное от войны время, он крестит больных советских детей.
А Мария Теодореску по приказу комиссара выступает в одесском кафе, чтобы никто не знал в каком тяжелом положении оказался город.
Солдаты РККА в дебильных буденовках пьют из ликерных рюмок какую-то цветную гадость и обсуждают события на фронте:

– Ты  слышал, через неделю румыны будут здесь.
– С чего ты взял? Если бы дела обстояли именно так, им было бы не до концертов.

 

Гражданское население тоже тайно шушукается. Румынские войска в 20 километрах от города, но власти это тщательно скрывают.
Комиссар, вместо организации героической обороны Одессы, впадает в депрессию. Он тоже чувствует, что через неделю румыны возьмут город, пьет водку мелкими глотками и ждет, когда его расстреляют старшие комиссары.

Певица убеждает его сбежать с ней и сыном в Румынию. Он соглашается, но Люба, которая испытывает к нему странную большевистскую любовь, в порыве ревности убивает своего соратника.

«Одесская опера» – выглядит похоже, но как-то мелковато.
В самой Одессе был снят только пробег по Потемкинской лестнице.
Но, возможно и этот кадр был снят где-то в районе одесских предместий.
Румынские самолеты выглядят игрушечно – именно так, как принято показывать вражескую авиацию в советских фильмах про войну.
Еще одно неизвестное место съемок.

Муж-олигарх-офицер тайно проникает в город для диверсионной операции по уничтожению военного склада. Со своими подручными он свободно шастает по городу, беспрепятственно проникая на стратегические объекты.

В последний момент он узнает, что на месте склада находятся дети, в том числе и его сын.

 

Эти развалины тоже могли быть сняты в Одессе.
Единственная в фильме надпись на русском языке написана без ошибок.
Кадры кинохроники – румынские войска вступают в город, маршируя по Старосенной площади.
Финальная сцена. Счастливая семья воссоединилась, и наблюдает из окна , как румынские солдаты сбивают красную звезду с дома Руссова.
И цепляют на ее место румынский флаг.

FINE

© Олег Елагин

< НАЗАД