Одесса-мама

 

2012 год

Режиссёр: Марк Горобец.

Хороший в принципе сериал «Ликвидация» раскрыл страшные врата ада. В результате его популярности появилась мода на одесско-бандитскую тематику. Студии ринулись снимать фильмы «за Адэсу». И постепенно звание криминальной столицы переместилось из Петербурга в Одессу. Ну да, здесь и море теплее и солнце ярче. И гопники грабят и убивают как-то веселее, с улыбкой и шуточками.

«Одесса-мама» – очередной проходной сериал на подобную тематику. Главные действующие лица: прокуроры, плохие бандиты, подпольные цеховики, менты-оборотни, евреи, фарцовщики, проститутки, хорошие бандиты, евреи-фарцовщики, проститутки-оборотни и КГБшники. Вся эта кодла 12 серий занимается своими насущными делами – прокуроры спят с подпольными цеховиками, плохие бандиты отстреливают хороших. Хорошие бандиты мстят плохим. Менты-оборотни прилюдно трясут бабки с фарцовщиков, евреи говорят «за жьизьнь», КГБшники играют в пинг-понг.

 

1969 год. В Одессу прибывает новый прокурор.

На этот раз самолет догадались перекрасить в Аэрофлотовскую ливрею. Хотя такая окраска появилась гораздо позже.

  <режим «Зануда» вкл.> Ну и торчащий ЗиЛ-130 модификации 1979 года. <режим «Зануда» выкл.>

Вообще странное время действия выбрали сценаристы. Никакой жесткой привязки к этой дате вроде нет, кроме упоминания выхода фильма «Бриллиантовая рука». Ничто не мешало указать, что события развиваются в середине 70-х годов. Тогда уместными были и подпольное изготовление модных джинсов, и брюки клеш у главного героя. 

Панорама Google Maps

 

И электронные часы, которыми он фарцевал. Их стали выпускать только с 1972 года. Да и выглядели они совершенно иначе.
Вся ценность сериала в архивных кадрах с видами старой Одессы, которые позволили сильно сэкономить на натурных съемках. 

Панорама Google Maps

 

Но даже на этих кадрах изображены 70-е годы.

Морской вокзал был построен в 1968 году, а вот «Икарус» под временные рамки никак не подпадает.

 

Главная улица города показана со всех сторон.
Дерибасовская.

Панорама Google Maps

 

Пустить такой троллейбус по Дерибасовской для съемок в наши дни довольно проблематично.

Жигулей тоже еще не было, но можно считать, что это их итальянский родственник – FIAT-124.

Панорама Google Maps

 

Фирменный магазин кондитерской фабрики «Золотой ключик».

Панорама Google Maps

 

Прекрасный вид с моря на Потемкинскую лестницу.
Лестница крупнее.
Льва Толстого угол Островидова.

Панорама Google Maps

 

Архивных кадров с Одессой не хватило и пришлось пихать виды Киева.
У главных героев белоснежные фарфоровые зубы. Дюжеву трудно даже из-за них говорить. Просто гордость берёт за советскую стоматологию. Но вспоминая отечественные зубные пасты и школьные походы в зуборвалку, где в течение часа сверлили один зуб, слабо верится, что такие «голливудские» улыбки могли носить обычные граждане СССР.
Конец 60-х стал новой эпохой и для советской милиции. В июне 1969 года вводится новая, серая форма. До Одессы она доберется только в начале 1970-го. Но в фильме ее уже вовсю носят милиционеры.  Правда, кокарда на фуражке осталась почему-то старой.

С 1968 года милицейские автомобили становятся желтыми с синей полосой. В реале они были всех цветов радуги. Неизменной оставалась только синяя полоска. Причем герб на двери полагался только автомобилям ГАИ.

Непонятно, зачем нужна светомаскировка для милицейской машины? Неужели чтобы воры со своих самолетов ее не засекли?

На стене в милиции висит секретная генштабовская карта.
Главная героиня живет, как и все сериальные жители Одессы, в Валиховском переулке.

Старый знакомый ГАЗик со светомаскировкой. На этот раз без милицейских полос из оракала.

Панорама Google Maps

 

Очень разумный шаг. Берем грузовой ЕрАЗ. Выгружаем из него арбузы, рисуем красный крест и готова практически точная копия машины Скорой помощи 60-х годов. Жаль, пожалели денег на надпись и мигалку с фарой-искателем.
Чтобы передать эпоху конца 60-х соорудили старый киоск Союзпечати.
И восстановили старую телефонную будку, которую зачем-то установили прямо на дороге.
Роль прокуратуры исполнило здание бывшего Обкома партии на Куликовом поле.

Панорама Google Maps

 

Натурных съемок в городе очень мало.

Панорама Google Maps

 

Парочка задрипанных трущоб, вот вам и вся Одесса.

Панорама Google Maps

 

По улицам ездят сплошные «Волги». Причем, одни и те же.

Панорама Google Maps

 

А вот знака «Пешеходный переход» в 60-х годах еще не было.

Панорама Google Maps

 

На Потемкинской лестнице виднеется современный фуникулер. На его месте уже должно вовсю вестись строительство эскалатора.
Не знаю, какой мозговой слизень поразил создателей фильма, но в 1969 году по Одессе свободно шляются проститутки, с внешностью, навеянной перестроечными фильмами про проституток.

Возле заброшенного здания в парке культуры и отдыха спокойно стоит сутенер и пересчитывает наличку. Главный прокурор города лично ввязывается с ним в драку, но бригадиру проституток приходит на помощь толпа вооруженных огнестрельным оружием людей и прокурору приходится ретироваться.

 

Возле Мореходного училища на Канатной. Снова бессердечные кондиционеры норовят влезть в кадр.

Панорама Google Maps

 

Молодого человека отчисляют из училища. Удивительно другое, как он с такой небритой рожей вообще смог больше дня там проучиться.
Вот не знал, что советские печатные машинки как текстовый редактор могли менять размер шрифта.
Канонические бабки из одесских двориков с дежурными фразочками «за бички и воши».
Не удивительно, что самыми колоритными персонажами в фильме стали два мента-отморозка.

Одного из них убивают, но он явно продолжает дышать в кадре.

Дюжева обвиняют в убийстве, и пытаются в камере убить самого. Тут КГБшник перестает играть в пинг-понг, быстренько всех арестовывает и освобождает прокурора. Вот и все кино.

Ну за такие чудесные сандалики можно простить фильму любые ляпы.

© Олег Елагин

< НАЗАД