Возвращение броненосца

1997 год

Режиссер: Геннадий Полока

РОСКОМКИНО, Белорусский фонд помощи развитию культуры, РИТМ, К/ст им.М.Горького
при участии НОВОЙ ОДЕССКОЙ КИНОСТУДИИ

 

Через год после выхода «Дежа вю», на Одесской киностудии запускается фильм с очень схожей фабулой. В Одессу эпохи НЭПа прибывает чужеродный иностранец, не воспринимающий особенности местного менталитета. Веселый и радушный город перемалывает его и доводит до сумасшедшего дома. И все это происходит на фоне съемок знаменитейшей эпопеи Сергея Эйзенштейна.

Фильм снимался долго и тяжело. В каждом кадре видна спешка, отсутствие финансирования и небрежность. Что обидно вдвойне, поскольку именно это высмеивает Полока в своих коллегах с Одесской киностудии.

 

Безумный режиссер Дональд Вилькевич снимает фильму про революционеров-подпольщиков.
Явное издевательство над Юнгвальдом-Хилькевичем и его фильмом «Опасные гастроли».

Станцию Одесса-главная снимали на Витебском вокзале Санкт-Петербурга. Его интерьер действительно больше подходит довоенному одесскому вокзалу.

А вот снаружи очень хорошо видно, что одесский вокзал современный, построенный после войны.

Панорама Google Maps

 

А это что там сзади, современная электричка?
Сам Геннадий Полока снялся в роли Мстислава Заварухина с черной кошкой на руках, снимающего очередную халтуру про древних римлян.

Ковбои на Греческой площади.

Панорама Google Maps

Явная и небеспочвенная сатира на Александра Павловского и его фильм «Трест, который лопнул».

Это уже просто психоделика. На фоне троллейбусных проводов и толпы зевак у автобусной остановки на поселок Котовского снимается кино о том, как в 20-е годы на фоне послереволюционной Одессы снимали кино про Дикий Запад.

Панорама Google Maps

 

Нелегко в центре Одессы снимать историческое кино. Приходится выбирать хитроумные ракурсы и маскировать кадр кустами и декорациями.

Панорама Google Maps

 

 

Привокзальная площадь.

Панорама Google Maps

 

Оперный театр на момент съемок был на реставрации. Пришлось его показывать только сбоку.

Панорама Google Maps

Ланжероновский спуск. А тут никто даже и не собирался маскировать современные кондиционеры в окнах.

<РЕЖИМ «ЗАНУДА» ВКЛ.> Кстати, лестницу построили только в 1937 году. До этого тут была обычная проезжая дорога. <РЕЖИМ «ЗАНУДА» ВЫКЛ.>

Панорама Google Maps

Потемкинская лестница. Слева отчетливо видно здание ныне снесенного эскалатора.

Панорама Google Maps

Старая беседка в Городском саду.

Панорама Google Maps

У Полоки в фильмах регулярно появляются загадочные люди с музыкальными инструментами. Тут весь фильм парень катит барабан. Что это символизирует — остается загадкой.
Екатерининская площадь.

<РЕЖИМ «ЗАНУДА» ВКЛ.> На заднем плане виднеется школа Столярского, построенная в 1939 году. <РЕЖИМ «ЗАНУДА» ВЫКЛ.>

Панорама Google Maps

Бар «Порто-франко» на улице Гоголя уже тоже стал историей.

Панорама Google Maps

Трамвай движется по встречным путям. На заднем плане видны современные вагоны.

Экскурсионный «пульман» - звезда многих фильмов Одесской киностудии.

Наверху виден логотип Одесского трамвайно-троллейбусного управления. Черным скотчем залеплена надпись «ЭКСКУРСИОННЫЙ».  Табличка вымышленного маршрута № 2, который сроду не ходил от Куяльника до Ланжерона.

Ну и улицы Богдана Хмельницкого в Одессе не было до 1955 года.

Бывшая конечная 4-го маршрута.

Теперь от трамвайного круга не осталось и следа.

Панорама Google Maps

Прибытие в город съемочной группы Сергея Эйзенштейна.

Здание «Гипрограда», построенное в 1958 году, с кондиционерами в окнах, бетонные столбы — да именно так и выглядела Одесса во времена нэпа.

И снова ЗиС-5. Ну не сохранилось у нас грузовиков 20-х годов.

Панорама Google Maps

 

Сам Эйзенштейн гордо восседает в бутафорном автомобильчике. В таких работники «Одесфото» любили фотографировать детей.

 Двигаться сам автомобильчик не может, и его за трос тянет грузовик.

Старые дома на Греческой площади.

Панорама Google Maps

Не, ну рекламу Minolta на окнах можно было хоть прикрыть?

Панорама Google Maps

На заднем плане мелькает рабочий в черной футболке, прибивающий вывеску.

Что за ужасную одежду выдали массовке...

 

А этот кадр явно снят в Питере. Видны характерные уличные таблички. При съемке перепутали направление движения, и кадр пришлось отображать зеркально.
Там же, в Питере, снята совершенно шизофреническая гонка на служебных трамваях.

По улице бродят люди в джинсах.

В кадр попадают современные светофоры.
Дорожные знаки.
Хрущевка и троллейбусные провода.
Да, кстати, маршрут № 3 тоже совершенно вымышленный. На бульвар Фельдмана сроду трамваи не ходили.
А здесь трамвай идет по обычной асфальтовой дороге.
Помню, в какой-то момент руководство города запретило Полоке снимать на Потемкинской лестнице.
Её пришлось доснимать в Москве. Возле бывшего павильона «Экспо-67», рядом с улицей Сергея Эйзенштейна. Интересно — это просто совпадение или пасхалка от режиссера?

Панорама Yandex Maps

 

В кадр даже умудрились попасть памятник рабочему и колхознице и уникальная московская 25-этажка «Дом на курьих ножках».

Панорама Google Maps

Жуткие декорации Потемкинской лестницы, криво нарисованные в  кружке детского творчества.
Гранитную стену коряво намалевали на растянутом куске мешковины.
Много одесских сцен снято в Минске.

Панорама Yandex Maps

Якобы одесский дворик на Пересыпи.
Якобы Ланжероновская улица.
Якобы одесский кинотеатр «Бомонд».
А вот это уже больше смахивает на одесский дворик.

 

Зачем большевикам газовые фонари, если у них на улице висят вполне современные светильники?
Причем совершенно разных конструкций.
Странное время. Лампы дневного света еще не изобрели, а плафоны для них уже висят.
Впрочем нет, в этой параллельной вселенной уже и люминесцентные лампы существуют в 1925 году.

 

Толпа зевак вышла поглазеть на съемки.
Кадр из предыдущего фильма Полоки «А был ли Каротин?», где действие разворачивается в вымышленном городе Нижнелиманске.
Оттуда же кадр с «Экватором», из которого сделали океанский лайнер для фильма «Дежа вю», приладив вторую, бутафорную трубу.
Тот же самый «Экватор» — уже с одной трубой в естественной среде обитания.
В год выхода фильма продан на металлолом.
Да не было никакого пляжа «Отрада» в 20-е годы. Ни пирсов, ни берегоукрепительных сооружений — ничего. Только скалы и море.
На заднем плане постоянно бросают дымовые шашки, чтобы скрыть современный транспорт и прочую атрибутику.

Панорама Google Maps

Но некоторым машинам удается прорваться в кадр.
А этот, проехавший сзади автомобиль, даже умудрились озвучить.

Фильм опоздал лет на десять. За время съемок успел развалиться СССР, прошла эпоха трешевого постперестроечного кино. Наступала эра нового российского кинематографа. Революционной тематике в ней уже не было места.

 

© Олег Елагин

< НАЗАД